Вся информации, находящаяся на боковой части шины, называется маркировка. Ее порядок нанесения, обязательные данные размещаются согласно единообразным предписаниям, утвержденным Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).
В обязательном порядке на шине должно быть указано:
- торговое наименование или марка;
- размер;
- конструкция;
- индекс несущей способности и обозначение категории скорости;
- является ли шина зимней;
- является ли шина бескамерной;
- является ли шина усиленной;
- дата изготовления.
Модель и страна производства
На каждой шине пишется торговое наименование, марка производителя и страна производства.
Как правило, это самые крупные буквы, расположенные на покрышке. Название модели располагается всегда выше страны производства. В зависимости от дизайна, наименование модели может содержать дополнительные изображения или символы. Данная информация наносится на шину с двух сторон.
Год производства
Год производства зашифрован в DOT-коде, состоящем из 12 буквенно-цифровых символов.
Последние 4 символа обозначают дату производства. Причем первая пара цифр указывает на номер недели, а вторая – на год.
О важности даты производства шин для автолюбителя можно узнать в статье «Срок годности шины: все, что нужно знать водителю».
Как расшифровать типоразмер шин?
Типоразмер шины включает три основных параметра. Располагается в центре боковой части.
195 — ширина протектора в миллиметрах;
70 — процентное соотношение высоты профиля к его ширине (в данном случае высота профиля боковины составляет 70% от 195 мм);
15 – посадочный диаметр покрышки в дюймах (совпадает с диаметром диска).
Как узнать тип и конструкцию шины?
Какие бывают типы шины?
Существует два типа шины: камерная и бескамерная. Современные шины преимущественно бескамерные. Об этом говорит слово «TUBELESS», расположенное на фото под RADIAL. Если такого слова нет или написано «TUBE TYPE» - шина камерная.
Какие бывают типы конструкций?
Тип конструкции обозначается буквой радиальный (R) или диагональная (D), находящиеся перед диаметром. Разница между этими двумя типами состоит в том, что в радиальных шинах нити корда в разных слоях каркаса расположены параллельно друг другу, а в диагональных – перекрещиваются под углом 45-60°. При нанесении еще одного слоя, опоясывающего, поверх перекрещенных нитей, мы получим разновидность диагональной конструкции – диагонально-опоясывающую.
На шине расположена также информация об особенностях конструкции, количестве слоев брекера, корда.
Extra load (XL)
В некоторых моделях используется усиленная конструкция. На шине обозначается словами «REINFORCED» или «EXTRA LOAD», а также буквами XL, расположенными возле типоразмера.
Run Flat (RFT)
На современном рынке присутствуют самонесущие шины или шины, пригодные для использования в спущенном состоянии. Их конструкции могут основываться на различных технических решениях, позволяющих проехать около 80 км на скорости 80 км/ч на спущенной шине. Обозначаются такие модели буквами RF возле типоразмера (Run Flat).
Как определить индекс скорости, индекс нагрузки и максимальное давление?
Индексы скорости, нагрузки
В маркировке шины для определения индекса скорости и индекса нагрузки используются буквенно-цифровые обозначения, указанные возле типоразмера шины.
В данном случае это 89 Н, что обозначает максимальную нагрузку – 580 кг, а максимальную скорость – до 210 км/ч.
Узнать все табличные параметры скорости и нагрузки можно из статьи об индексах скорости и нагрузки
Максимально допустимые значения давлений
На фото ниже можно увидеть кодировку для стран USA, Canada. Как видно на фото указывается максимальная нагрузка в килограммах и максимальное давление в kPa.
Для того чтобы рассчитать максимальное давление в Bar, нужно разделить, к примеру, 350/100=3,5 Bar.
Рекомендованный размер шин и давление в холодных шинах
Каждый производитель помещает данную информацию на центральной стойке кузова со стороны водителя или в сервисной книжке, где может быть указано несколько типоразмеров в различном диаметре.
В зависимости от сезонности, количества пассажиров и багажа под каждый размер шин рекомендуется оптимальное давление.
Как узнать сезонность шины?
Определить сезонность шины для специалиста не составит труда. Ему будет достаточно взглянуть на рисунок протектора. Принадлежность к тому или иному сезону может быть обозначено пиктограммой или специальными терминами. На шине сезонность обозначается так:
- M+S – шины для грязи и снега
- Альпийская горка – зимние шины
- Снежинка - зимняя шина
- All Season (4S) – всесезонные шины
Индикаторы износа
Индикатор износа позволяет водителю своевременно обратить внимание на степень изношенности протектора.
Согласно правилу 30 ЕЭК ООН, на каждой шине в обязательном порядке должны находиться индикаторы износа, посредством которых можно с точностью определить глубину канавок с момента, когда она не превысит 1,6 мм. На одной автошине должно находиться 6 поперечных рядов индикаторов, расположенных приблизительно на равных расстояниях друг от друга в основных канавках протектора. При этом индикаторы должны быть такими, чтобы их невозможно было спутать с перемычками между блоками или ребрами протектора.
Какой должна быть минимальная глубина протектора?
Существует две величины, на которые автолюбителю следует обращать внимание.
1,6 мм – это глубина, на которой ездить уже опасно. Эксплуатировать шины с глубиной протектора меньше, чем 1,6 мм, запрещают ПДД.
4 мм – глубина, при которой рекомендуется заменить старые шины на новые.
Сезонные индикаторы износа
Производители по своему усмотрению используют дополнительные индикаторы износа. К примеру, на летних шинах – это может быть «капелька», а на зимних – «снежинка». Также могут использоваться цифры, которые непосредственно соответствуют глубине протектора.
Сертификация шин в Европе
Каждая модель шин должна проходить обязательную сертификацию.
Вот так выглядит знак официального утверждения, проставленный на шине. Возле буквы Е в кружочке указывает номер страны, которая официально утвердила данную шину. К примеру, цифра 1 соответствует Германии, 2 – Франции, 3 – Италии, 4 – Нидерландам и т. д. Номер находящийся в непосредственной близости – номер документа
Европейская маркировка шин
Европейская маркировка шин, в отличие от другой информации, не указывается непосредственно на самой шине, а приклеивается к протектору. С 2012 года она является обязательной для легковых, коммерческих и грузовых шин, продаваемых в Европе.
Основные сведения относятся к:
- Топливной эффективности (сопротивление качению)
- Сцеплению на мокрой дороге
- Внешнему шуму
Топливная эффективность и внешний шум
RRC - коэффициент сопротивления качению (rolling resistance coefficient)
Данный показатель представлен рейтингом от А до G. При этом, буква А обозначает минимальный расход топлива и, соответственно, наилучший показатель, а буква, G – максимальный расход топлива.
Измеряется данный показатель в децибелах. Самый лучший – это менее 60 дБ, а самый худший – 74 дБ и выше.
Сцепление на мокрой дороге
WGI - индекс мокрого сцепления (wet grop index), единица измерения % по отношению к "эталонной" шине. Чем выше значение WGI, тем лучше.
Среди указанных 7 букв в маркировке, в рейтинге используется только 5. Оценка происходит по главному критерию - длине тормозного пути.